«То, что радует сердце

Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов.

На обратном пути с какого-нибудь зрелища края женских одежд выбиваются из-под занавесок, так переполнен экипаж. За ним следует большая свита, умелый погонщик гонит быка вовсю.

Сердце радуется, когда пишешь на белой и чистой бумаге из Митиноку такой тонкой-тонкой кистью, что, кажется, она и следов не оставит.

Крученые мягкие нити прекрасного шелка.

Во время игры в кости много раз подряд выпадают счастливые очки».

В прошлом выпуске я писал про кроссворды, которых терпеть не могу; равновесия ради следует рассказать об игре, которую я люблю больше прочих.

«В арабском языке кости называются зарами, — вспомним этимологию слова «азарт». Во многих бонковых играх кости по традиции называются именно зарами: например, в байбурте или покере на костях (на зарах). Подлинные знатоки игры в кости предпочитают комбинации, выпадающие на двух костях, называть не по-русски, а использовать тюркский вариант».

Когда я играл в кости (пожалуй, это единственная игра, которой я предавался запойно, самозабвенно), я понятия не имел, что «дубль один» должно уважительно называть яган. а, скажем, сочетание четверки и тройки — изысканным именем чари-сэ. Из чего заключаю, что «знатоком» игры я не был. Всего лишь любителем — зато каким азартным!

Мне даже традиционного стимула, то есть денежных ставок не требовалось, чтобы каждый вечер ехать «зайцем», да еще и с тремя пересадками, на другой конец города, в однокомнатную квартиру своего приятеля, где ночи напролет шла игра в кости. Времена были не просто бедные, а нищие — какие уж тут денежные ставки! Однако более азартного занятия, пожалуй, не припомню.

Играли мы исключительно в покер ; позже, перепробовав множество других игр в кости. я заключил, что лучше покера ничего нет и быть не может. Ну что с меня возьмешь: первая любовь все-таки.

«В игре используется пять игральных костей. Количество участников не ограничено. Первый ход определяет жребий: игроки по очереди выбрасывают кости и начинает игру тот, у кого выпадет с одной попытки большее количество очков.

Смысл игры — набрать наибольшее количество очков, выбросив максимальное количество необходимых комбинаций.

Один игрок за один ход выбрасывает пять костей. При каждом ходе у игрока есть три попытки для наилучшей суммы очков. Можно при повторной попытке заменить все кости, можно часть очков на костях оставить для подсчета и выбросить остаток.

Если комбинация выходит с первой попытки, то неиспользованные две попытки можно применить при следующих ходах. Если комбинация получилась со второй попытки, то одна неиспользованная попытка может быть востребована при любой необходимости в следующих ходах.

Игра делится на две серии. Первая — выброс единиц, двоек, троек, четверок, пятерок и шестерок. Порядок выполнения комбинаций зависит от удачи и расчета игрока. То есть, если в первом броске вам выпало наибольшее (как вы полагаете) количество пятерок, то вы можете отметить в таблице пятерки, а единицы и прочие оставить «на потом».

Игрок имеет право передумать: начать добирать к одной комбинации, а при последующем втором и третьем броске объявить другую.

В первой серии при каждом ходе могут возникнуть варианты:

а) выпадают три кости одного достоинства. Игроку в соответствующей клеточке таблицы ставится знак: фигура выполнена;

б) выпадает менее трех костей одного достоинства. Фигура не выполнена. В таблицу заносится минусовый результат. Он равен количеству костей, недостающих до трех, умноженному на их номинал (при единицах — на один, при двойках — на два и так далее);

в) выпадает более трех костей одного достоинства. В таблицу записывают плюсовой результат, равный количеству костей больше трех, умноженному на их номинал;

г) не выпало ни одной кости нужного достоинства. В таблице указывают минусовый результат, равный номиналу нужной кости, умноженному на три.

После окончания первой серии подводится промежуточный итог. Очки каждого игрока суммируются. Если при сложении плюсовых и минусовых очков вышла не отрицательная сумма, к ней прибавляется премия 50 очков.

Во второй серии игры следует выполнить такие комбинации:

а) одна пара — две кости одного достоинства;

б) две пары — две кости одного достоинства плюс две кости другого достоинства;

в) любая тройка — три кости одного достоинства;

г) малый стрит — пять костей достоинства 1, 2, 3, 4, 5;

д) большой стрит — пять костей достоинством 2, 3, 4, 5, 6;

е) фул — две кости одного достоинства и три кости другого достоинства;

ж) каре — четыре кости одного достоинства;

з) покер пять костей одного достоинства;

и) шанс — пять костей любого достоинства.

Сумма комбинации подсчитывается сложением номинала входящих в нее костей.

При выполнении комбинации второй серии (кроме шанса) с первого броска сумма ее очков умножается на два. При этом за каре приплюсовывается премия в 30 очков, а за покер — 50 очков. Как только один из игроков выбрасывает все должные комбинации, игра считается законченной. Если выиграл тот, кто начинал игру, то все остальные имеют право сделать свой последний ход. Это дает им возможность выполнить еще одну фигуру. Потом очки каждого игрока суммируется и производится обычный расчет».

На всякий случай подскажу, как следует расчертить таблицу, без которой попытка подсчитать очки может привести к безумию.

В таблице всего 17 вертикальных граф: первая серия — комбинации от единицы до шестерок; вторая серия — комбинации от одной пары до покера и шанса; промежуточный итог — после первых шести комбинаций и окончательный итог — после второй серии. В горизонтальной части таблицы записываются имена игроков».

В «покер на костях» можно играть и вдвоем и вдесятером; при наличии некоторого, пусть неявного, раздвоения личности можно играть даже в одиночку. В этом случае важно сохранять контроль за «Джекилом — Хайдом» и ясно осознавать, кто из них делает ход. Этот способ игры я освоил после того, как наша теплая компания любителей ночного покера рассыпалась, не образовав при этом ни единой стоящей комбинации.

И вот ведь что занятно. Поиграв таким образом недели две, я начал понимать, что одна из моих составляющих значительно удачливей другой. Еще месяц ушел на специальное расследование (хотя игра в кости с самим собой к тому времени изрядно мне поднадоела). Однако я с ними разобрался. «Неудачник», разумеется, активен, нервен и азартен; даже играя в покер с самим собой, он мечется, хитрит и возносит молитвы о победе всем языческим богам поочередно, словно некую «священную корову» проигрывает. «Счастливчик», конечно же, лентяй и философ. Точнее, пофигист. Он и в кости-то играть не любит, а лишь великодушно соглашается составить компанию своему азартному двойнику.

И если не выпускать «первого» из дома, а «второго», напротив, вынудить заниматься всеми делами, жизнь может стать удивительной штукой.

Хотя собственно к «покеру на костях» это уже никакого отношения не имеет. Ну, почти никакого.